Бесплатная горячая линия

8 800 700-88-16
Главная - Семейное право - Развод в исламе правила если жена

Развод в исламе правила если жена

Всё, что мы должны знать о разводе

Многие ошибочно полагают, что, если муж с женой не живёт более 3 месяцев, то у них автоматически считается развод. А некоторые и вовсе не задумываются о том, когда произносят слова, приводящие их к разводу. И естественно, неизбежен тот факт, что от незнания своей религии супруги живут в браке и не подозревают о том, что в действительности их брака не существует, т. е., они живут в грехе, Да убережёт нас Всевышний Аллах от этого!

О том, что значит развод в исламе, каким образом он осуществляется, и в каких случаях он считается действительным, на эти и многие другие интересующие нас вопросы ответит преподаватель по исламской юриспруденции (фикху) ИТиМО Мухаммад Мухаммадов. Лексическое значение развода это- «хиллюль акди», т.е., развязывать завязанное, каноническое значение «талак» -это разрыв брачных уз определёнными словами.

Слово Талак использовалось ещё и во время джахилии (до ислама), но не было определено количества развода, которое предусмотрено в исламе (1-3), т.е., они имели право давать один развод за другим, возвращая своих жён до истечения срока идды (трёх очищений от менструального цикла), т.е., без ограничений. Первое- развод бывает обязательным. В шариате есть такое понятие как «иляъ», когда муж даёт клятву, что не будет вступать с женой в половую близость всю жизнь или больше 4 месяцев.

Допустим, муж говорит:

«Я не буду вступать с тобой в половые отношения 5 месяцев»

. В этом случае, по истечению 4 месяцев, если жена потребует у мужа вступить с ней в половую близость, а муж это требование не удовлетворит, то он обязан дать ей развод.

Если же он не даёт развод, имам говорит ему:

«Или ты вступишь в половые отношения со своей женой, или я даю ей развод»

.

Второе- развод бывает желательным, т. е., сунна. Например, если муж не в состоянии обеспечивать свою жену по Шариату, а она требует этого.

Также желательно дать развод, если муж не обеспечивает жену из-за того, что у него нет к ней влечения, и не может себя заставить обеспечивать её, в этом случае шариат отдаёт предпочтение разводу, чтобы не мучились оба. Желателен развод, если жена совершает большие грехи, к примеру, как прелюбодеяние, или что-либо порочащее достоинство мужа, но, если есть опасение, что после развода другие мужчины воспользуются ситуацией и будут принуждать её к прелюбодеянию, в этом случае лучше сохранить с ней брак с целью уберечь её от этого.

Желательно давать развод, если у жены трудный характер, который муж не может терпеть, но если мужу не трудно выносить её характер, то лучше не давать ей развод. Пророк (мир ему и благословение) сказал:

«Хорошая женщина среди женщин подобна вороне с белыми крыльями»

, т.е., их настолько мало, как в природе мало ворон с белыми крыльями.

Может возникнуть вопрос, читая достоверный хадис:

«Самое ненавистное из всего дозволенного Аллахом это развод»

: как же нужно понимать эти слова, может ли быть так, что Аллах что-то дозволил и это ненавидит?

Нет. Хадисоведы комментируют его следующим образом: Пророк (мир ему и благословение) сказал так, чтобы люди боялись этого и только в крайнем случае давали развод, тем самым предостерегая их от этого.

Третье- развод бывает не разрешённым, т.е., харам.

Не разрешается давать развод во время менструального цикла жены, с которой у мужа до этого были половые отношения. Возникает вопрос, а почему харам? Шариат в этом случае не хочет ущемить права женщины, поскольку в этом случае срок идды (очищения) у неё значительно удлиняется, но, если жена требует у мужа развод в этот период, давать жене развод не запрещено, поскольку жена идет осознанно на этот шаг.

Также не разрешается давать развод жене в период, когда у неё нет менструального цикла, но он в этот период вступал с ней в половые отношения. Допустим, муж дал три развода жене в этот период, а жена окажется беременной, возможно, он пожалеет об этом, тем самым он наносит вред и ей, и себе.

Не разрешается давать развод жене, не восполнив ей её очередную ночь, т. е., если у мужчины две или более жён, ему не разрешается давать развод одной из них, пока не проведёт с ней ночь, которую провёл с другой, пока не будет равенства в этом. Также не разрешается смертельно больному мужу давать развод жене с целью лишить её наследства, если он умрёт.

Во всех вышеперечисленных примерах, хоть и говорится, что давать развод не разрешается, а, если дать развод, он будет считаться действительным, но за это муж впадёт в грех. И наконец, четвёртое- развод давать нежелательно (карахат) без какой-либо причины.

Дать сразу жене три развода это не харам, но желательно ограничиться только одним, чтобы позже не пожалеть об этом. Опьянение бывает разным, допустим, человеку делают операцию, ему сделали наркоз, он тоже пьяный, но в этом случае развод не считается.

Если же человек, употребляя алкоголь, осознавал его запретность, то развод действителен, хотя при условии, что его насильно заставили выпить алкоголь и при этом он дал развод, он считается недействительным.

В арабском языке, слово куфру имеет два значения: вышедший из религии и неблагодарный. Если муж говорит жене: «Ты кяфир», и при этом имеет в виду «неблагодарная», развода не будет, но если он говорит: «Ты кяфир», или же на русском языке «Ты не мусульманка», т.е., «Ты ушла из религии», тогда развод будет.

Здесь необходимо кое-что уточнить, в случае, если между мужем и женой ещё не было половой близости, то сразу же после этих слов произойдёт развод. Если же половая близость уже была, то тогда, если муж момента произнесения этих слова до истечения срока идды заново примет Ислам, развода не будет, но если он за этот период не примет заново Ислам, то его жена считается разведённой с момента, как он сказал эти слова. Необходимость принятия Ислама на этом примере заключается в том, что, говоря жене эти слова, муж сам становится не мусульманином.

Если мужчина, прежде, чем ответить на этот вопрос понимает, что спрашивающий провоцирует его на развод, и он ответит «Да», развод будет. А если он ответит: «Я дал ей развод», в этом случае учитывается его намерение. Обдуманно или необдуманно сказанные слова развода делают жену запретной для мужа.

То есть, получается окончательный развод. Разницы нет, была интимная близость или нет.

Если после трёх разводов мужчина желает вернуть обратно жену, то она не имеет права выйти снова за того же мужчину, который ей дал трёхкратный развод. Бывшие супруги могут пожениться заново только в том случае, если она выдержит срок идды (примерно три месяца), выйдет замуж за другого, вступит с ним в половой контакт, разведётся с ним, выдержит срок идды (примерно три месяца). Многие необдуманно произносят слова развода в шутку, считается ли при этом развод?

Да, развод считается, поэтому не стоит шутить на эту тему.

В арабском языке есть такие понятия как «сарих» и «кинаят», слова развода делятся на два вида. Первый вид – это форма слов, которая не нуждается в намерении, и вторая – кинаят, во время произношения слов, близких по смыслу иметь намерение на развод.

К первому виду относятся слова талак- развод: «Ты разведена», «Я даю тебе развод», и здесь уже не важно, имел ли он намерения на развод, шутил ли он или произнёс в гневе. Ко второму виду относятся слова «Ты мне не жена», «Иди к маме», «Я отпускаю тебя» и т.д., в этом случае учитывается намерения во время произнесения этих слов. В этом случае учитывается намерение мужа при написании этих слов, будь то с помощью смс- сообщения, либо в виде письма.

Может возникнуть вопрос почему, ведь это форма слов, которая не нуждается в намерении.

На самом деле слова: «Я даю тебе развод» или «Я с тобой развожусь» не нуждаются в намерении при произнесении их вслух или шёпотом, т.е., главным условием является произнесение их языком. Если в течение срока идды он вернул её, то она остаётся его женой, если же по истечению этого срока он захочет её вернуть, то, естественно, необходимо возобновить никях.
Если в течение срока идды он вернул её, то она остаётся его женой, если же по истечению этого срока он захочет её вернуть, то, естественно, необходимо возобновить никях.

В случае, если муж приведёт двух свидетелей, которые слышали, что он её возвращал до истечения срока идды, его слова принимаются и жена к нему возвращается, если же нет свидетелей, жена остаётся со вторым мужем. Если муж дал один или два развода жене, до истечения срока идды он должен обеспечить её как законную жену. Если же муж дал три развода, он должен выплатить жене, с которой у него до развода были половые отношения.

Жене, с которой не было половых отношений, после развода выплачивать мутъат не обязательно. Также мутъат не обязательно выплачивать жене, которая расторгла брак из-за недостатка мужа или муж расторгнул брак из-за её недостатка. Если муж даёт жене право на развод, то она имеет право дать себе развод, но должна она это сделать незамедлительно, сразу после слов разрешения мужа.

Прежде хотелось бы напомнить известную всем историю из жизни Праведного халифа Умара ибн Хаттаба, когда один мужчина пришёл к нему в дом, чтобы пожаловаться на свою жену.

Дойдя до двери дома, он услышал, как жена Умара кричала и ругалась.

Видя все это, он уже собрался было идти обратно, думая, что Умар сам в таком же положении, и поэтому едва ли может предложить ему какое-либо решение этой проблемы. Умар увидел, что человек развернулся и готовится уйти, позвал его и поинтересовался целью его визита. Гость сказал, что явился с жалобой на свою жену, но, увидев, что у халифа дела с женой обстоят точно так же, хотел уйти.

Тогда Умар сказал ему, что терпит выходки своей жены, поскольку у неё есть на него ряд прав. Он сказал: «Неужели же она не готовит для меня еду, не стирает мне одежду или не вскармливает грудью моих детей, поэтому я могу не тратить лишних денег на повара, прачку и няню-кормилицу, хотя закон никак не обязывает её делать все то, что она делает. И, кроме того, она приносит умиротворение моей душе и не позволяет совершать неблагопристойные дела.

Поэтому я и терплю её выходки.

И в таких случаях для тебя будет правильнее относиться к своей жене также, как я отношусь к своей».

Хочу пожелать мужчинам, чтоб они все-таки осознали, что не бывает женщин с совершенным характером, будьте крайне терпеливыми к недостаткам женщин, как это делали праведные халифы и не спешите с разводом. Что же касается женщин, хотелось бы им пожелать, чтоб они понимали и принимали природу мужчины, что он вспыльчивый, и если задевать его мужское достоинство, мужчина, не моргнув глазом, может дать развод.

Очень часто женщины, при ссоре прося у мужа развод и говоря, что он ей больше не нужен и что она уходит от него, могут спровоцировать мужа дать ей развод, не раздумывая, о чём в скором времени они оба могут пожалеть, но будет поздно. Поэтому понимайте друг друга и будьте терпимей! Существует много серьёзных проблем, которые в данной статье невозможно обсудить во всех тонкостях.

В каждом случае могут возникнуть свои сложности, и каждый такой случай нужно рассматривать отдельно.

Всем терпения, и пусть Всевышний Аллах убережёт нас от необдуманных поступков, амин! Беседовала: Мадина Гасанова

Нюансы и особенности разных видов талака

  1. 05.03.2018 (изменено: 07.05.2020)

В одной из статей на нашем сайте раскрывалась , согласно исламскому праву. Эта процедура относится к категории разрешённых, хоть и не одобрялась Заключительным посланником Всевышнего Мухаммадом (с.г.в.).

Сейчас же рассмотрим некоторые аспекты разводного процесса в особенных ситуациях. Как быть, если о талаке попросила сама супруга, если муж решил надолго отказаться от интимной близости или в семье произошла недоказуемая измена? Шариат даёт чёткие установки на каждый из таких случаев. Ислам разрешает передачу права объявления развода жене.

Ислам разрешает передачу права объявления развода жене.

Чтобы такая ситуация получила легальное, с точки зрения исламского права, основание, необходимо выполнение одного небольшого, но важного условия. Когда формируется и обговариваются условия брачного договора, либо когда пара уже живёт вместе после , муж в присутствии свидетелей должен сказать: «Ты сама себе хозяйка».

Это позволяет жене инициировать развод.

Она может повторить эту процедуру и во второй, третий разы. Тем не менее, в шариатских источниках отмечается, что нельзя злоупотреблять этим правом, в противном случае муж может вернуть себе обратно право инициировать развод. Когда жена инициирует развод, она обычно говорит: «Я отделилась от тебя».

Отдельного внимания заслуживают случаи, когда мужа настигает импотенция. Если вдруг возникает такая ситуация, то супругам даётся один год на сохранение отношений. То есть в течение 12 месяцев они живут вместе, но жена имеет полное право запросить развод (у мужа или, при его отказе, у шариатского судьи – казыя) и уйти после завершения этого срока.

Рекомендуем прочесть:  Молодая семья 2020 перский край

Если же по прошествии года мужчина не отпускает жену и клянётся перед судьёй, что у него уже нет проблем с потенцией, а женщина это всё отрицает, то принимается позиция мужа, и брак сохраняется.

В то же время, согласно исламскому праву, мужчина не может объявить развод только из-за каких-то физических недостатков жены, включая бесплодие. (Своеобразной «страховкой», нивелирующий такой риск, в исламе служит право мусульманина на вторую и последующих жён — прим.

Islam.Global) Богословы выделяют несколько видов развода в исламе: 1. Иля – клятва мужа о том, что он не будет иметь интимной близости с женой на протяжении трёх и более месяцев. Логическим итогом реализации этого обещания служит окончательный развод.

То есть это такой развод, после которого мужчина и женщина должны заново составить брачный договор (никах).

Заметим, что данная ситуация нашла своё отражение в тексте Священного Корана:

«Тот, кто произнёс клятву, что не будет приближаться к своей жене, пусть ждёт три месяца…»

(2:226) Если муж нарушит свою клятву, то ему необходимо выплатить каффарат (искупление). При этом пока оно не будет выполнено, жена не будет считаться такому мужчине разрешённой. Подробно об искуплении сказано в суре : «В качестве каффарата необходимо обеспечить питанием десять нищих.

При этом объём пищи должен быть равным среднему, чем вы кормите свою семью.

Либо вы должны одеть 10 нищих, либо дать свободу одному рабу. Если у нарушившего клятву нет таких возможностей, то он должен держать трёхдневный пост…» (5:89) 2.

Хульга – добровольное прекращение брачного договора обеими сторонами. В учебниках по исламскому праву в области муамалята этот вид развода описывается следующим образом. Если отношения между супругами резко портятся, и между ними возникает вражда, погасить которую нет надежды, то супруги разводятся посредством талака-хульги.

В этой ситуации мужчина и женщина могут заново вступить в брачные отношения только после того, как женщина выйдет замуж за другого и разорвёт уже с ним брак.

Если вражда инициирована женой, то мужчина может обратно забрать свадебный подарок (махр), либо может получить компенсацию от бывшей супруги или её родственников.

Такой итог возникшей ситуации описывается в суре «Бакара»: «…Если у вас имеются опасения, что вы не сможете соблюсти ограничения, наложенные Всевышним, то не будет на вас греха, если жена заплатит компенсацию и получит тем самым развод…» (2:229) Когда нежелание жить вместе с супругой исходит от мужчины, то он не имеет никакого права отбирать что-либо у жены или требовать у неё компенсацию: «Если вам понравилась другая женщина и вы хотите развестись со своей, то вам нельзя ничего брать себе обратно из того, что было ранее подарено супруге. Неужели вы хотите совершить явный греховный поступок?» (4:20) 3.

Зихар – отождествление жены с женщиной, которая по статусу . Эта ситуация описывается в суре «Аль-Муджадила», когда муж сравнил свою супругу с собственной мамой, тем самым давая понять, что никакой половой близости теперь между этими двумя людьми быть не может. «Те, кто посмел возвести собственную жену в ранг запретной женщины, совершают предосудительный и неверный поступок.

Жена – это не мать мужа. Матерью может быть только та женщина, которая родила этого самого мужчину [который решил разбрасываться столь абсурдными выражениями]» (58:2) После произнесения таких слов о жене супруг должен совершить искупление (каффарат), коим будет либо освобождение одного раба, либо совершение поста в течение двух месяцев подряд, либо обеспечение единоразово едой 60 нищих (как описано в 3-4 аятах суры «Аль-Муджадила»). Если искупление не будет совершено в течение одного срока идды (три периода менструации), то женщина оказывается разведённой со своим мужем. Более того, с возникновением ситуации зихар муж не имеет права совершать половой акт со своей женой.

4. Лиган – развод, который происходит после обвинения одного из супругов в совершении прелюбодеяния, сопровождаемый соответствующей клятвой об этом. Если муж либо жена обвиняет своего партнёра по браку в супружеской измене, произнося перед казыем четырежды:

«Клянусь Всевышним, моя жена (мой муж) является прелюбодейкой (прелюбодеем), и добавляя потом: «Если мои слова лживы, то пусть Всевышний нашлёт на меня проклятие»

, то судья произносит слово «аминь» и ждёт ответа от обвиняемой стороны.

Если эта сторона (будь то муж или жена) отвергает обвинение, четырежды произнося:

«Клянусь Всевышним Аллахом, я не изменял своему супругу (своей супруге)»

, добавляя: «Если мои слова ложны, то пусть Всевышний нашлёт на меня проклятие», то судья произносит слово «аминь» и объявляется этих двух людей запретными друг для друга навечно. Если обвиняющая сторона откажется от своих слов, то ей положено 80 ударов плетьми в качестве наказания за клевету: «Те, кто распространяет лживые обвинения в адрес целомудренных женщин и не смогут найти четырёх свидетелей, должны подвергнуться высечению в размере 80 ударов розгами.

Свидетельства таких людей нельзя будет принимать больше никогда, так как их слова являются лживыми» (24:4)

  1. Развод под принуждением признаётся в Шариате действительным. Но это правило не действует, если человеку угрожают смертью. Также считается совершённым талак, который произошёл в ситуации, когда инициатор был пьяным.
  1. Если мусульманин сказал слова о разрыве брачных отношений по ошибке или забывчивости, то и в этом случае развод действителен.
  1. Когда человека довели, играя на его самообладании, и, по сути, вынудили сказать тройной талак, то с этим ничего не поделать – брак считается распавшимся.
  1. Если муж или жена произносит слова развода во сне, то в этой ситуации их брачные отношения сохраняются.

Понравился материал? Отправь его братьям и сестрам по вере и получи саваб!

×

Развод по-мусульмански по всем правилам: права мужа и жены в исламе

Разводы в мусульманских семьях крайне редки. Тем не менее пара должна знать, когда муж или жена имеют право подать на расторжение брака, какова процедура, причины и виды развода. Процедура развода в исламе обозначается термином «талак» — развязывание узла, разрешение проблемы.

Для расторжения брака в исламе созданы специальные этапы и условия. Их цель — дать людям время остыть, подумать, все взвесить и, возможно, принять решиние сохранить семью. Пророк говорил: «Самый ненавистный Аллаху вид дозволенного — это развод. Разводитесь с женами только лишь из-за дурного нрава».
Разводитесь с женами только лишь из-за дурного нрава».

Здесь под «дурным нравом» подразумевается крайняя форма, которая не поддается исправлению, и в отношении которой нет сил и возможности проявлять терпение. Так, желательным действием в исламе считается развод со скандальной женщиной, не выполняющей какое-либо обязательное условие шариата. Например, не является грехом развод с женщиной, которая не читает обязательные молитвы.

Исходя из предписаний, супругам необходимо иметь очень веские причины для того, чтобы воспользоваться разрешением Всевышнего Аллаха на развод.

К тому же надо всегда помнить, что даже разрешенный развод вовсе не радует его.

Более того, не стоит играть словом «развод», а потом каяться или использовать дозволение шариата в угоду своим амбициям. © / / Чтобы сберечь семейное счастье, в исламе установлены наказания для тех, кто использует опасное слово «талак», не подумав о последствиях.

Мужчина имеет право объявить развод, если достиг совершеннолетия (имеет право на никах) и находится в состоянии дееспособном.

Для объявления развода необходимо наличие действительного акта бракосочетания, совершенного по всем правилам.

Мужем и женой в исламе считаются только те мусульмане, которые заключили между собой брак согласно шариату, то есть совершили никах. Ни о каком талаке не может идти речи, если указанное условие не соблюдено.

Еще одним фактором, определяющим длительность процедуры развода, является идда. Термин «идда» применяется для обозначения промежутка времени, определенного Кораном, в течение которого вдова или разведенная женщина, находившаяся в супружеских отношениях со своим мужем, не может вновь вступать в брак.

Период идда необходим для определения возможной беременности и установления последующего отцовства.

В исламе он нужен для защиты прав женщины и ребенка. Существуют несколько видов развода.

1. Ат-талак ар-радж’и — предварительный развод. Такой вид развода не нарушает существующий никах и предполагает возможность возобновления супружеских отношений в любое время на протяжении срока идда (трех менструальных периодов), согласия жены не требуется.

Во всех правовых исламских школах при таком талаке муж имеет право возобновить супружеские отношения в любой момент срока воздержания — идда. © / PixabayПо ханафитскому и маликитскому мазхабам достаточно сказать: «Возвращаюсь к прежнему никаху», свидетелей для этого призывать не нужно. По этим мазхабам дозволено просто молча обнять или поцеловать жену, или дать понять любым другим способом о возврате к прежнему никаху.

По этим мазхабам дозволено просто молча обнять или поцеловать жену, или дать понять любым другим способом о возврате к прежнему никаху.

По шафиитскому и ханбалитскому мазхабам — о возврате к прежнему никаху необходимо объявить в присутствии двух свидетелей.

Нет необходимости в наличии и согласии опекуна женщины. Если же мужчина не помирится с женой на протяжении срока идда, то никах будет аннулирован, так как предварительный развод перерастет в полный, и для возобновления супружеских отношений будет необходим новый никах. Для объявления предварительного развода мужу достаточно сказать жене: «Я тебя освобождаю» или «Ты свободна».

Можно то же самое написать ей на бумаге и дать прочесть. Если произнося или написав слова, открыто указывающие на предложение развода, мужчина и не имел намерения разводиться, все равно будет считаться, что объявлен ат-талак ар-радж’и.

2. Ат-талаку аль-баа’ин — полный развод. Данный вид развода объявляется мужем с намерением полного разрыва супружеских отношений.

Если муж решил дать жене полный развод, ему достаточно в любой форме сказать ей об этом или дать понять, что она свободна. Если же период идда проходит в состоянии ат-талаку аль-баа’ин, то мужу не дозволяется входить в комнату жены, а жене по шариату запрещено прихорашиваться, соблазнять мужа, так как для возобновления супружеских отношений необходим новый никах.

Полный развод может наступить и тогда, когда жена просит развода в обмен на соответствующий выкуп по взаимной договоренности согласно шариату.

Обычно выкуп не превышает сумму предварительного и последующего махра, оговоренного при заключении никаха. Данный вид развода наступает и в том случае, когда муж объявляет жене третий полный развод, после двух предварительных без возобновления супружеских отношений или если объявит ей сразу троекратный развод.

Супруг, не имевший половой близости с женой и объявивший ей первый талак, сразу же разводится с ней, так как в таких случаях первое же объявление о разводе квалифицируется как полный развод. Тут нет необходимости в соблюдении срока идда. Мужчина сразу же должен выплатить жене половину махра, а женщине по шариату дозволено в тот же день выходить замуж за другого человека.

После объявления первого или второго ат-талаку аль-баа’ин, наступает малый развод (аль-байнунату-с-сугра). Малый развод не является окончательным в том смысле, что супруги могут возобновить свои отношения, заключив никах сразу или через какое-то время. Если же ат-талаку аль-баа’ин был объявлен три раза или объявлен один раз, но в категоричной форме, с указанием одновременного троекратного полного развода, то этот вид развода является последним и называется аль-байнунату-ль-кубра.

После возобновление никаха становится невозможным, как бы этого ни хотели обе стороны. Впрочем, в шариате и для такого случая предусмотрена возможность.

3. Ат-талаку-с-салясий — окончательный развод. Если мужчина объявит жене в категоричной форме о полном разводе три или более раз, то окончательный развод можно считать состоявшимся. После такой формы мужчина может жениться на той же женщине согласно шариату только после процедуры хулла, когда женщина может вернуться к своему прежнему мужу только после того, как выйдет замуж за другого мужчину и разведется с ним.

После такой формы мужчина может жениться на той же женщине согласно шариату только после процедуры хулла, когда женщина может вернуться к своему прежнему мужу только после того, как выйдет замуж за другого мужчину и разведется с ним.

© / Для женщины возврат к прежнему мужу будет дозволен после соблюдения всех четырех предварительных условий: — выдержан срок идда; — заключен никах с другим мужчиной; — разведена после нахождения с новым мужем в супружеских отношениях; — выдержан новый срок идда. Расторжение — прекращение брака (никаха), при котором муж получает компенсацию от жены. Стоит отметить, что расторжение брака не является разводом, а считается лишь прекращением брака.

Об этом сказано в книге имама Аш-Шафи‘ий «Ахкямуль-Кур`ан». Расторжение бракосочетания не желательно. Данный поступок — макрух, действие не одобряемое в исламе.

Однако существует ряд некоторых исключений, когда расторжение возможно: © Sputnik Victoria Lyubavina — если супруги боятся дальнейших разногласий между собой; — если один из супругов боится, что будет ущемлять права другого; — если муж вызывает у жены неприязнь и отвращение; — если жена вызывает у мужа неприязнь из-за совершения ею прелюбодеяния и тому подобного, например, если она не выполняет намаз; — если муж, передумав, желает спасти супружеские отношения, после того как он дал клятву или поставил условие, что например, при каком-то действии будет трехкратный развод или последние разводы. Тогда для выхода с того положения, он может сделать расторжение. В исламе развод получить довольно просто.

Мужчине достаточно произнести фразу «талак», и с этого начинается развод. Женщина тоже может быть его инициатором.

Но в этом случае она должна обратиться к мусульманскому судье или священнослужителю, который рассмотрел бы причины талака, после этого имам берет на себя ответственность и дает развод. © Sputnik / AlexTikhomirov Существуют несколько правил, по которому пара может расторгнуть никах: 1. Если например, муж говорит жене: «Я расторгну никах за такую-то сумму», и жена при этом соглашается.

2. Муж может сам расторгнуть никах, а может поручить сделать прерывание доверенному лицу от своего имени. 3. Жена может сама компенсировать или от ее имени это сделает кто-то другой.

Например, другой мужчина может предложить мужу расторгнуть никах за определенную сумму, и муж при этом соглашается. В исключительных случаях развод может случиться и до свадьбы, и до первой брачной ночи по нескольким причинам: если муж после никаха сразу даст развод, если муж станет отступником, если муж будет уличен в интимных отношениях с матерью или дочерью жены.

После расторжения никаха женщина освобождается от мужа и не может вернуться, пока он не сделает с ней новый акт бракосочетания в присутствии попечителя и двух свидетелей. Судебное решение о разводе в суде, о разводе с выплатой компенсации и о признании брака недействительным нельзя обжаловать.

Иностранные судебные решения о разводе или признании брака недействительным применимы, если вынесены компетентным судом и основаны на мотивах, не противоречащих настоящему законодательству стран. © AFP 2020 / MUSTAFA OZER В книге «Маджмуат-уз-Зухдиййа» Ахмад Зухди-паша пишет: «Талак — развязывание узла.

При объявлении ат-талаку аль-баа’ин, никах сразу прекращает свое действие. В этом случае муж не может возобновить супружеские отношения в течение срока идда.

При объявлении ат-талаку ар-радж’и никах прекращает свое действие по истечении срока идда (муж может возобновить супружеские отношения с женой до истечения этого срока в любое время). Никах становится недействительным, если кто-либо из супругов сознательно отступит от веры (станет вероотступником) и объявление о разводе в этом случае не будет иметь никакого значения.

(Следовательно, если супруги развелись после прекращения действия никаха по этой причине, то для нового никаха им надо вновь принять Ислам.

Необходимость хулла в этом случае отпадает)». После объявления развода муж обязан обеспечить полное содержание жены на протяжении всего периода идда. Сюда входит обеспечение ее питанием, одеждой и жильем.

Согласно ханафитскому мазхабу жена имеет права самостоятельно начать процедуру развода спустя какое-то время после никаха.

В частности, если муж не выполняет свои супружеские обязанности, которые налагает на него шариат. При этом она возвращает мужу махр — имущество, которое муж выделяет жене при заключении брака. Однако в одном из достоверных хадисов сказано, что если жена потребует у супруга развод безосновательно, то она не почует запаха Рая.

Муж может передать свое право на развод жене тремя способами. 1. Тафвид, безвозвратная передача.

Данный способ предусматривает вариант развода, когда муж оставляет совершение этого акта на усмотрение жены.

Например, он говорит ей одно из следующих выражений: «Разводи себя сама»; или «Оставляю право развода тебе»; или «Если хочешь, ты свободна». С этого момента женщина может сама принять решение о разводе.

Мужчина не сможет отказаться от своих слов. Женщина в подобном случае не может освободить мужа, сказав: «Ты свободен». Для совершения развода ей необходимо сказать: «Я освобождаю себя».

Если муж решит перепоручить право на развод жене, сказав: «Ты свободна от нашего брака, когда захочешь», а жена скажет в ответ: «Мне этого права не надо», то право на развод все равно останется за женой, и она может им воспользоваться когда захочет, объявив временный развод, который вступает в силу с момента объявления. © Sputnik / Амир Исаев 2. Тавкиль, доверительство. Муж может назначить жену своим доверенным лицом для совершения развода.

Данный способ передачи права на развод отличается от первого тем, что муж в любое время может лишить ее права быть своим доверенным лицом. 3. Тамлик, передача мужем права на развод жене через третье лицо или письмом.

Жена, получив такое сообщение, сразу же получит и право на развод. Тамлик также предусматривает развод при возникновении определенной причины, оговоренной мужем.

Например, если муж скажет жене: «Если я нарушу (то-то), то ты свободна», то при первом же нарушении, жена получит временный развод.

Если при предупреждении жены муж имел в виду полный развод или говорил ей:

«Если я нарушу (то-то), то пусть дозволенное (халяль) станет мне запретным (харам)»

, то при нарушении состоится полный развод.

Кроме того, если муж или жена обнаруживают в супруге определенные недостатки, то имам имеет право расторгнуть брак по заявлению супруги. К таким недостаткам относятся: проказа, сумасшествие, кастрация, импотенция — то есть причины прямо препятствующие появлению у пары здорового потомства. Еще одна причина сугубо медицинского характера — алкогольная или наркотическая зависимость мужа, — в которой он упорствует и не хочет лечиться.

Законным основанием для развода также считается: длительное исчезновение супруга (в пути, в плену, в тюрьме), ненависть супругов друг к другу, сумасшествие, упорствование в грехе одного из супругов, бесплодие одного из супругов, плохое отношение мужа к жене или жены к мужу, недостатки одного из супругов, препятствующие семейной жизни, запрещенное близкое родство, вероотступничество, прелюбодеяние (зина).

© Sputnik Материальные права разведенной жены различны и зависят от вида развода и от наличия или отсутствия детей. Так, в случае отсутствия детей жена имеет право на получение материального содержания в течение периода воздержания идда.

В случае развода талак жена имеет право еще и на получение особого «утешительного» подарка (мута).

Вопрос о том, является ли мута обязанностью или жестом доброй воли, по-прежнему остается предметом спора между исламскими правоведами.

В случае наличия ребенка, кроме выплаты материального содержания на ребенка и оплаты достойного жилья для него, муж должен еще выплачивать:1) если ребенку нет еще двух лет — вознаграждение бывшей жене или кормилице за питание ребенка;2) вознаграждение бывшей жене за осуществление надзора за ребенком. Что касается материального содержания детей после развода, то отец должен материально обеспечивать своих детей до достижения ими совершеннолетия или до 25 лет, если они учатся.

Но в любом случае отец должен материально обеспечивать дочь, пока обязанность материального обеспечения не перейдет к ее мужу.

Пророк Мухаммад говорил своим последователям, что из всех дозволенных действий в браке развод более всего ненавистен для Всевышнего. Соответственно, мусульманину не рекомендуется разводиться с женой только лишь потому, что она перестала ему нравиться, и уж точно нельзя проявлять по отношению к ней агрессию. © из личного архива Алены Никольской «Верующему не дозволено относиться недоброжелательно к верующей.

Если ему ненавистно в ней дурное, то пусть удовлетворится тем, что доброго в ней есть», — говорится в исламе. Пророк подчеркивал, что лучший из мусульман тот, кто лучший для своих жен.

«Уверовавшие, наилучшим образом проявляющие свою веру, — это те, у кого мягкий нрав, а из этих лучшие те, что добры к своим женам»

. Однако ислам — практическая религия, и в ней действительно признается, что существуют обстоятельства, когда сохранение брака невозможно.

В таких случаях добрый совет и контроль над собой не могут разрешить проблему.

Что же делать, чтобы сохранить брак в таких случаях? В своих словах Мухаммад осуждал всякое несправедливое физическое наказание. Некоторые мусульманские жены жаловались ему на то, что мужья бьют их.

Услышав об этом, пророк категорически заявил:

«Те, кто бьет жен своих, не из числа лучших среди вас»

. Более того, одной женщине по имени Фатима бинт Кайс Пророк отсоветовал выходить замуж за человека, известного тем, что он бил своих жен. В случае проблем в браке, Коран не советует жене прибегать к двум мерам — отказывать в близости или применять физическую силу, хотя некоторые исламские теологи предлагали применение таких мер против мужа со стороны жены.

Так, предлагалось сначала увещевать дурно поступающего супруга, затем запретить ему посещать по ночам супругу и, наконец, подвергнуть его символическому побитию. © Sputnik / Алексей МальгавкоПодводя итог, следует сказать, что Ислам предлагает супружеским парам, испытывающим трудности и напряжение в браке, наиболее практические советы для сохранения брака.

Если один из партнеров подрывает брак, то другому рекомендуется в соответствии с Кораном делать все возможное, чтобы сохранить священные узы.

Если ни один из способов не приводит к результату, то супругам рекомендуется расстаться дружески и мирно. Для расторжения брака ислам также создает определенную поэтапность и условия, цель которых в своей совокупности оградить супружескую жизнь от разрушения. Стоит упомянуть хадис, согласно которому развод, данный в гневе — недействителен.

И любой развод, произведенный вследствие вспышки ярости или возникшей ссоры, не имеет никакой силы — при условии, что прежде человек не связывал с ним свои стремления, не замышлял план развода, предварительно подготавливая для его осуществления необходимые условия и предпосылки. Формально причиной развода может быть непослушание мужу, если тот поставил жене некие заведомо абсурдные условия. Например, если жена будет разговаривать с таким-то человеком или посетит дом такой-то женщины, или выйдет из дома в красных сапогах, а не черных.

Если жена нарушает такой заведомо бессмысленный запрет, то развод по этому случаю также считается недействительным, а клятва является пустопорожней.

К сожалению, многие случаи развода по шариату, относятся именно к таким мнимым расторжениям, никоим образом не расторгающим брачный союз. Хотя не всегда возможно восстановить обстоятельства произошедшего, тем не менее это именно тот развод, который, с точки зрения шариата, не имеет силы.

© AP / Yam G-Jun Что касается брака, заключаемого разведенной женой с другим мужчиной с той целью, чтобы на ней после развода снова мог жениться ее первый муж, то он является запрещенным и приравнивается к прелюбодеянию. Мужчину же, который согласился играть роль фиктивного мужа, пророк называет «козлом, взятым напрокат». После развода у жены не остается каких-либо обязанностей перед бывшим супругом.

Все расходы, связанные с воспитанием и содержанием ребенка, обязан нести отец, кому бы он это ни поручил. Иными словами, отец вправе решать, оставить ребенка у матери или поручить его воспитание кому-либо другому. Однако он должен руководствоваться благом ребенка во всех отношениях.

Если ребенок остается с матерью, отец не обязан отчислять ей определенную долю из своего имущества, но должен обеспечивать его и бывшую всем необходимым.

Как уже было сказано, исламские теологи считают расторжение брака делом крайне нежелательном. Однако если ситуации с разводом неизбежна, то затевать его нужно, что называется «в здравом уме и трезвой памяти».

Так, об обязательности здравомыслия и рассудительности обеих супругов в принятии важного решения говорит Имам Бухари, автор достоверного сборника хадисов «Сахих». В своем сочинении он выделил главу, названную

«О разводе в состоянии гнева, принуждения, опьянения, психической невменяемости; о многобожии и др., совершаемых по ошибке и забыванию»

. Бухари считает, что во всех подобных ситуациях развод не является действительным, поскольку ответственность возлагается только на лиц, находящихся в здравом уме, действующих добровольно, в твердой памяти и имеющих ясное намерение.

© Foto : из личного архива Шнар Наурызбаевой Соответственно, человек, находящийся не в здравом уме, действующий по принуждению, помешанный или пьяный, не отдает отчет в своих действиях.

В качестве примера, многие теологи вспоминают, как пророк не наказал своего сподвижника Хамзу, который в состоянии опьянения зарезал двух верблюдов, принадлежащих его племяннику Али. Когда Мухаммад упрекнул за это Хамзу, тот ответил: «Кто вы, как не рабы моего отца?!» Однако пророк не отреагировал на оскорбление, зная, что слова эти были произнесены Хамзой в состоянии опьянения. Это указывает на то, что слова человека, сказанные им в состоянии опьянения, например, объявление им развода, не имеют силы и последствий.

Также Бухари передает мнение сподвижника Ибн Аббаса:

«развод, совершенный в состоянии опьянения или под принуждением, ничтожен»

, поскольку пьяный не обладает здравым умом, а находящийся под принуждением не обладает выбором и волей. Ибн Аббас подчеркивает, что развод зависит от цели, то есть разводящийся должен преследовать цель развода. Но пьяный не преследует подобную цель, поскольку несет бред, который он сам не осмысливает.

Однако часть табиинов (современники сподвижников пророка Мухамадда) считали развод в пьяном виде все же имеющим силу.

Среди них: Саид ибн Мусайиб, Хасан Басри, Ибрахим, аз-Зухарий, аш-Шабий, аль-Авзаий, ас-Саурий, Малик, Абу Ханифа. © Sputnik / Владимир Федоренко Аргументы сторонников действительности развода, совершенного в пьяном виде, следующие. Во-первых, развод станет наказанием для того, кто совершил грех по своей воле.

Правда, этот довод опровергает Ибн Таймийя, отмечая, что шариат не предусматривает такого вида наказания, к тому же в подобном случае больше мужа страдает жена, а также дети. Наказывать же невиновного человека за грех другого ислам не дозволяет.

Во-вторых, сильно выпившего нельзя сравнивать по степени ответственности с умалишенным или спящим. С пьяного, например, не снимается ответственность за совершенные грехи, и он обязан выполнять молитву, равно как и другие предписания. Подписывайтесь на наш канал в .

Последние новости по теме статьи

Важно знать!
  • В связи с частыми изменениями в законодательстве информация порой устаревает быстрее, чем мы успеваем ее обновлять на сайте.
  • Все случаи очень индивидуальны и зависят от множества факторов.
  • Знание базовых основ желательно, но не гарантирует решение именно вашей проблемы.

Поэтому, для вас работают бесплатные эксперты-консультанты!

Расскажите о вашей проблеме, и мы поможем ее решить! Задайте вопрос прямо сейчас!

  • Анонимно
  • Профессионально

Задайте вопрос нашему юристу!

Расскажите о вашей проблеме и мы поможем ее решить!

+