Бесплатная горячая линия

8 800 301 63 12
Главная - Другое - Как стать единственным поставщиком

Как стать единственным поставщиком

Как стать единственным поставщиком

Закупка у единственного поставщика как одна из форм проведения закупок, предусмотренных Федеральным законом «О контрактной системе»

Для государственного заказчика законодателем были сформулированы четкие принципы, на основании которых в подавляющем большинстве случаев происходят закупки путем проведения специальных торгов. Однако в некоторых случаях государственный или муниципальный заказчик может осуществить закупку, не прибегая к процедурам, предусматривающим торги, путем использования положений статьи 93 Федерального закона «О контрактной системе в сфере закупок». Единственный поставщик – это понятие, которое появилось в действующем законодательстве о проведении государственных и муниципальных закупок для обеспечения таких нужд.

Закупка у единственного поставщика – это специальная форма закупок, которая позволяет государственному или муниципальному заказчику повлиять на проведение такой , а также самостоятельно выбрать того, кто будет исполнять тот или иной контракт.

Закупка у единственного поставщика – это единственный вариант, когда законодатель не обязывает государственного или муниципального заказчика осуществлять закупку, соблюдая правила честной и свободной конкуренции.

При проведении такой закупки на заказчика ложится обязанность о необходимости создания закупочной документации таким образом, чтобы не ограничивать возможности участия тех поставщиков, которые могут предложить более выгодные условия для исполнения государственного или муниципального контракта.

Чаще всего к проведению закупки у единственного поставщика заказчик прибегает в тех случаях, когда речь идет о проведении закупки, стоимость которой не превышает сто тысяч рублей, а также для которой требуется максимальная скорость заключения контракта, а использование процедур конкурентных закупок с ускоренным процессом проведения (например, ) невозможно в силу ограниченного времени либо по причине превышения допустимого количества проводимых закупок другими способами.

Чаще всего к проведению закупки у единственного поставщика заказчик прибегает в тех случаях, когда речь идет о проведении закупки, стоимость которой не превышает сто тысяч рублей, а также для которой требуется максимальная скорость заключения контракта, а использование процедур конкурентных закупок с ускоренным процессом проведения (например, ) невозможно в силу ограниченного времени либо по причине превышения допустимого количества проводимых закупок другими способами. Случаи проведения закупки у единственного поставщика перечислены в части 1 статьи 93 Федерального закона «О контрактной системе». Опираясь на положения данной статьи, следует выделить основные группы случаев, когда государственный заказчик вправе осуществлять закупки у единственного .

К таким случаям относятся:

  1. объектом проводимой закупки являются товары, услуги или работы, которые необходимы для обеспечения оборонных нужд, а также для нужд оборонного производства;
  2. проведение срочных закупок в сфере медицинского обслуживания или поставки медикаментов и сопровождающих материалов для тех случаев, когда такая закупка необходима для оказания медицинской помощи после возникновения различных природных и техногенных чрезвычайных катастроф.
  3. проведение закупочных процедур для случаев, когда такие закупки необходимы для сферы культуры, искусства и смежных им отраслей;
  4. проведение закупочной процедуры для тех случаев, когда единственным исполнителем по заключаемому может являться компания, признаваемая естественной монополией;
  5. заключение государственных и муниципальных контрактов, главной целью которых является обеспечение различных хозяйственных объектов коммунальными услугами, такими, как осуществление газо-, водо- и электроснабжение, а также поставка тепловой энергии;
  6. закупочные процедуры для тех случаев, когда речь идет о заключении контракта на небольшую сумму (сумма подписываемого контракта не превышает ста тысяч рублей);

Проведение закупки у единственного поставщика имеет подробную регламентацию в рамках статьи 93 указанного ранее федерального закона. Проведение закупки у единственного поставщика имеет как свои плюсы, так и минусы. К плюсам проводимой закупки, которая опирается на статью 93 Федерального закона «О контрактной системе», относятся:

  1. сокращенный до минимума риск того, что может быть нарушена процедура проведения закупки из-за различных технических сбоев;
  2. уменьшенные сроки проведения закупочной процедуры и ее простота, если проводить сравнение с другими процедурами, которые предусмотрены действующим законодательством, а также являются конкурентными способами закупки;
  3. возможность для заключения контракта с тем поставщиком, который известен заказчику;
  4. возможность сэкономить материальные, финансовые и трудовые ресурсы, которые используются при проведении такой закупки.

Если же говорить о минусах закупочных процедур, которые имеют отношение к закупкам у единственного поставщика, то среди них следует указать:

  1. если одна большая закупка делится на несколько мелких, чтобы вписаться в финансовые границы проводимой закупки, то возникает необходимость подписания большого количества договоров, из-за чего объем бумажного документооборота увеличивается, что увеличивает количество вводимых в данных, в отношении которых должны быть соблюдены все необходимые сроки.
  2. сокращенная до минимального уровня возможность при проведении такой закупки добиться наилучших условий выполнения контракта или максимально снизить его , так как конкуренция в такой закупке серьезно снижена;
  3. для государственного или муниципального заказчика велик риск дополнительных заключенных контрактов из-за того, что нецелевое расходование бюджетных средств при проведении закупок у единственного поставщика может происходить гораздо чаще;

Поэтому при принятии решения о том, стоит ли проводить закупку у единственного поставщика или нет, государственный или муниципальный заказчик должен взвесить все положительные и отрицательные стороны такой закупочной процедуры.

Закупка у единственного поставщика, как и любая конкурентная процедура, имеет обязательный регламент ее проведения. Однако такой регламент гораздо проще в плане соблюдения всех необходимых сроков. Весь порядок действий при проведении такой закупочной процедуры выглядит следующим образом:

  1. размещение всех необходимых сведений в Единой информационной системе с последующим формированием извещения о проведении закупочной процедуры. Извещение о проведении закупки должно быть размещено не менее, чем за пять дней до проведения самой закупки, а если закупка не запланирована заранее и не включена в план-график, то изменения в него должны быть внесены не менее, чем за три дня до размещения извещения в ЕИС;
  2. приемка результатов исполнения контракта и формирование соответствующего отчета в ЕИС для отражения всей необходимой информации о проведенной закупке.
  3. все этапы закупки должны быть отражены в Единой информационной системе. Такое отражение необходимо для формирования итогового отчета о проведенной закупки и общего исполнения контракта;
  4. формирование необходимой документации, описывающей проводимую закупку, а также обосновывающей необходимость использования именно неконкурентной процедуры заключения государственного или муниципального контракта;
  5. регистрация контракта в ЕИС;
  6. собственно контракта с единственным поставщиком на основании требований, сформулированных в действующем законодательстве;

О заключении контракта, а также о результатах его исполнения государственный или муниципальный заказчик обязан уведомить контролирующий орган в сфере госзакупок.

При проведении закупки у единственного поставщика государственному заказчику необходимо подготовить тщательно все необходимые документы, так как такие закупки очень тщательно проверяются специальными контролирующими органами. К числу основных документов относятся:

  1. приказ об осуществлении закупки. Такой приказ необходим для того, чтобы провести необходимые изменения в плане-графике или плане закупок, а также для формирования обоснования проведения такой закупки;
  2. расчет начальной максимальной цены контракта, а также формирование обоснования такой установленной цены;
  3. отчет о необходимости проведения закупки у единственного поставщика и обоснование невозможности и нецелесообразности проведения такой закупки другими способами, кроме неконкурентных;
  4. техническое задание с описанием проводимой закупки, а также всеми необходимыми техническими и функциональными особенностями такого объекта либо с требованиями к оказанию услуг или выполнению работ, которые могут помочь потенциальному исполнителю реализовать взятые на себя обязательства;
  5. проект контракта с подробным описанием объекта закупки и всеми необходимыми техническими документами, которые могут помочь при подписании такого контракта.

Так как «О контрактной системе» обязывает государственного заказчика формировать извещения о каждой проводимой закупке, которые включены в план-график, и на которые выделены бюджетные средства, то не являются исключением и закупки, проводимые с использованием статьи 93 указанного закона.

В такое извещение включаются сведения:

  1. сведения о том, кто и когда будет производить рассмотрение представленных предложений по заключению контракта несмотря на то, что данная закупка является неконкурентной;
  2. порядок подписания контракта с тем поставщиком, которого самостоятельно выбрал заказчик на основании проведенной процедуры.
  3. информация и краткое обоснование начальной максимальной цены контракта;
  4. установление требований к закупочной процедуры, а также к его основным действиям в отношении конкретного объекта закупки (например, предоставление описания поставляемого товара или оказываемой услуги), а также к предоставляемым потенциальным исполнителем документам, если таковые были установлены;
  5. основные требования, которые предъявляются к объекту закупки, с расшифровкой, но не подробной, технических и функциональных требований к конкретному объекту закупки;
  6. если в представленной документации содержатся спорные положения, которые могут потребовать , в извещении указываются положения о том, в каком порядке будут осуществляться предоставление ответов на запросы о предоставлении разъяснений;
  7. порядок заключения контракта и его по результатам исполнения, в том числе путем указания порядка внесения денежных средств в качестве оплаты исполненного контракта;

Ознакомится с образцом извещения о проводимой закупке по 44-ФЗ можно по .

При этом если объект закупки относится к тем видам информации или техническим средствам, которые являются предметами , то оформление извещения не потребуется. Независимо от того, по какому пункту части 1 статьи 93 происходит закупка у единственного поставщика, государственный или муниципальный заказчик обязан предоставлять обоснование установленной цены контракта.

В рамках этой части документации формируется информация о том, на основании каких показателей была сформирована цена контракта, которая является итоговой или начальной для последующей проводимой закупочной процедуры и заключаемого по ее результатам контракта.

В обосновании НМЦК приводятся основные показатели, по которым происходит ее расчет. После того, как контракт был заключен, заказчик обязан разместить в ЕИС информацию о том, когда и с кем было подписано соглашение.

Это является уведомлением о заключении контракта. Согласование заключаемого государственного или муниципального контракта с контрольным органом в контрактной системе предусмотрено статьей 93 Федерального закона «О контрактной системе». При этом, такое согласование особенно требуется в тех случаях, когда заключение контракта происходит с единственным поставщиком.
При этом, такое согласование особенно требуется в тех случаях, когда заключение контракта происходит с единственным поставщиком. В настоящее время таким контролирующим органом является Федеральная антимонопольная служба.

Согласование заключаемого контракта в настоящее время требуется в случаях, когда речь идет о подписании соглашений:

  1. если несостоявшейся признается процедура, которая проводилась закрытым путем, независимо от того, о каком именно виде процедур идет речь;
  2. признан несостоявшимся запрос предложений, в том числе если такая процедура проводится для того, чтобы реализовать государственные или муниципальные нужды, которые возникли по причине чрезвычайных обстоятельств природного или техногенного происхождения.
  3. если проведенный повторно аукцион признается несостоявшимся, а также в отношении соглашений, которые подписываются по итогам проведенных и признанных несостоявшимися конкурса, конкурса с двухэтапным проведением, а также конкурса, участие в котором является ограниченным по решению заказчика;

Каждый из таких случаев требует обязательного уведомления Федеральной антимонопольной службы. При этом тот потенциальный исполнитель, который будет считаться единственным поставщиком, не имеет права каким-либо образом воздействовать на заключение контракта, так как в противном случае он может быть признан и попасть в соответствующий реестр.

Так как контракты, заключаемые с единственным поставщиком, представляют собой достаточно большую нагрузку для бюджета, независимо от того, государственного или муниципального бюджета, эти контракты подлежат обязательной проверке. Такую проверку проводит Федеральная антимонопольная служба.

В соответствии положением части 2 статьи 93 Федерального закона «О контрактной системе в сфере закупок» уведомить о заключении такого контракта контролирующий орган обязан в течение одного дня с момента подписания контракта. Дальнейший порядок действий выглядит следующим образом:

  1. проведенная проверка решит дальнейшую судьбу заключенного контракта, при этом Федеральная антимонопольная служба вправе инициировать судебную процедуру заключенного контракта.
  2. если в контракте или проведенной процедуре его заключения выявлены какие-либо нарушения, то ФАС имеет право на проведение внеочередной проверки, о которой заказчик будет уведомлен;
  3. на основании результатов такой проверки производится подготовка специального доклада о том, соответствует ли заключенный контракт требованиям законодательства. В случае если нарушений не зафиксировано, то заказчик продолжает работать со своим контрагентом по контракту;
  4. уполномоченный сотрудник ФАС изучает все переданные от государственного заказчика документы для того, чтобы установить, что все необходимые положения указанного выше закона полностью соблюдены;

Закупка у единственного поставщика – это особая процедура, которая предусмотрена для обеспечения некоторых государственных или муниципальных нужд, в том числе срочных закупок, а также закупок у организаций, которые признаются объектами естественных монополий. Однако из-за риска большой растраты бюджетных средств такие контракты подлежат особой проверке со стороны контрольных органов, а также в некоторых случаях требуется предварительное согласование заключаемого контракта.

Но если заказчик не нарушает действующее законодательство, контролирующие органы не будут препятствовать заключаемым контрактам с единственным поставщиком независимо от того, для каких целей такой контракт заключается.

Не нашли ответа на свой вопрос?

Звоните на телефон горячей линии .

Это бесплатно. Опыт в сфере госзакупокПодпишитесь на нас в

Автор: ZakonGuru Поделиться 0 0

44‑ФЗ простым языком. Часть 1

Кто участвует в закупках по 44-ФЗ?

Заказчик Государственные и муниципальные бюджетные учреждения Поставщик Любое юридическое или физическое лицо (в том числе ИП и самозанятые), которое:

  1. также заказчик может потребовать, чтобы участник закупки не состоял в РНП.
  2. не принадлежит к оффшорным компаниям,
  3. не имеет задолженностей по налогам, судимости, аффилированности с заказчиками,

15% всех закупок госзаказчики проводят у субъектов малого предпринимательства и некоммерческих социально-ориентированных организаций. ЭТП

  • АГЗРТ
  • РТС-Тендер
  • Национальная электронная площадка (раньше — ММВБ)
  • ЕЭТП
  • Российский аукционный дом
  • ЭТП ГПБ
  • Сбербанк-АСТ
  • ТЭК-Торг

Федеральные органы власти

  • Министерство финансов — регулирует и принимает нормативные акты (до тех пор пока не принят новый нормативный акт, действуют документы, утвержденные предыдущим регулятором —Минэкономразвития)
  • «Роскосмос»
  • «Росатом»
  • Рособоронзаказ — регулирует оборонные заказы и объекты гостайны
  • ФАС — контролирует и наказывает

Найти закупки Что регулирует 44-ФЗ?

  1. Планирование, мониторинг и аудит закупок.
  2. Контроль закупок.
  3. Заключение контрактов и их исполнение.
  4. Отбор поставщиков.

Что не регулирует 44-ФЗ?

  1. Закупки услуг у международных финансовых организаций.
  2. Плату за участие в закупках.
  3. Закупки избирательных комиссий для проведения выборов и референдумов.
  4. Закупки бесплатной помощи адвоката или защиты в суде.
  5. Закупки услуг по государственной защите судей, должностных лиц, участников судов и других людей.
  6. Закупки, связанные с поддержкой объектов и информационных систем чемпионата мира по футболу 2018 года и Кубка конфедераций FIFA 2017 года.
  7. Закупки драгоценных металлов и драгоценных камней для пополнения Государственного фонда.

Кто принимает правовые акты по 44-ФЗ?

  1. «Росатом»;
  2. Правительство Российской Федерации;
  3. Федеральные органы исполнительной власти;
  4. Президент Российской Федерации;
  5. Органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления.
  6. «Роскосмос»;

44-ФЗ основывается на положениях Конституции, Гражданского и Бюджетного кодексов Российской Федерации Принципы контрактной системы Важные определения Госзаказчик — это организация, которая нуждается в товарах и услугах и оплачивает закупку. Например, больницы, школы, вузы, научные институты, Поставщик — юридическое или физическое лицо, в том числе ИП, которое участвует в закупке и поставляет товары и услуги. Zakupki.gov.ru — сайт единой информационной системы (ЕИС), где заказчики публикуют закупки и отчеты.

В ЕИС есть реестры всех заключенных контрактов, недобросовестных поставщиков, жалоб на заказчиков и другая важная информация. Начальная цена контракта (НМЦ) — стоимость поставки товаров, которую устанавливает заказчик. НМЦ нужно обязательно обосновывать.

Поставщики не могут предложить цену, выше НМЦ. Электронная торговая площадка — сайт, на котором заказчики размещают закупки, поставщики подают заявки на участие в закупках, проводятся электронные аукционы. Специализированная электронная площадка — сайт с доступом по защищенным каналам связи, на котором проводят закрытые закупки.

Специализированная электронная площадка — сайт с доступом по защищенным каналам связи, на котором проводят закрытые закупки. Заявка на участие — это документы и сведения, которые поставщик подает в письменной или электронной форме, чтобы участвовать в закупке.

Единая Информационная Система (ЕИС) Сейчас содержит

  1. Отчетность по исполненным контрактам,
  2. Публикация закупок по ПП РФ № 615 (капремонт).
  3. Независимый регистратор: система фиксации действий участников закупок в ЕИС и на 8 федеральных ЭТП.
  4. Планы закупок, планы-графики,
  5. Информацию о закупках, возможность их поиска,
  6. Шаблоны контрактов,
  7. Реестр недобросовестных поставщиков.
  8. Информацию о рыночных ценах на товары,
  9. Единая регистрация и реестр участников закупок.
  10. Правила нормирования,
  11. Единый каталог товаров, работ и услуг.

Появится в 2021 году

  1. Подача жалоб.
  2. Электронное актирование и приемка.

Доступ к информации на ЕИС — бесплатный. Если информация об одной и той же закупке, заказчике, договоре и т.д. на ЕИС и в другом источнике отличается, то приоритет — у информации на ЕИС.

Для участия в закупках по 44-ФЗ и в закупках у малого и среднего бизнеса по 223-ФЗ нужно пройти регистрацию в ЕИС. Организация ЭДО Поставщики могут подавать заявки на участие в закупках на электронных торговых площадках. В случаях, определенных правительством, электронный документооборот может также проходить через ЕИС.

Все документы подписывают электронной подписью:

  1. Заказчики получают электронную подпись бесплатно в федеральном казначействе. С ней они работают в ЕИС и на ЭТП.
  2. Поставщикам подпись нужна для участия в электронных закупках. С 1 июля 2018 года система в госзакупках используются квалифицированные подписи. Поставщики могут получить подпись в аккредитованном удостоверяющем центре.

Национальный режим Национальный режим ввели, чтобы дать преимущества поставщикам российских товаров и товаров из других стран-членов ЕвразЭС. Подробнее о нём мы писали. Способы проведения закупок В зависимости от источника дохода госзаказчики могут проводить закупки и по 44-ФЗ, и по 223-ФЗ.

По 44-ФЗ, если организация тратит бюджетные деньги. По 223-ФЗ, если тратит собственные и у нее есть положение о закупках. Планирование Основной документ заказчика план-график.

Нельзя провести закупку, не включенную в план-график.

Документ формируется на 3 года.

Вступает в силу в течение 10 рабочих дней после утверждения бюджета. Публикуется в ЕИС в течение 3 рабочих дней после утверждения, если не составляют гостайны. Объявить закупку можно через 1 день после изменения плана-графика.
В описании каждой закупки есть:

  1. Дополнительные требования к участникам закупки, если они есть,
  2. Название, номер, требования к товарам и участникам,
  3. НМЦ каждого контракта,
  4. Месяц и год объявления закупки,
  5. Информация о банковском сопровождении контракта,
  6. Размер обеспечения заявки и исполнения контракта,
  7. Способ закупки,
  8. Применение критериев оценки закупки и др.

При проверке или по жалобе поставщика ФАС может признать любую закупку необоснованной.

Тогда ее корректируют или отменяют. Виновных привлекают к административной ответственности. Все госзакупки нормируются. Количество, цену, характеристики товаров и услуг устанавливает федеральное и местное законодательство РФ. Например, руководитель государственной организации может купить за счет бюджета только одно офисное кресло в год не дороже определенной суммы, которая зависит от региона.

Например, руководитель государственной организации может купить за счет бюджета только одно офисное кресло в год не дороже определенной суммы, которая зависит от региона. Все нормативы есть в ЕИС. Начальная цена контракта Начальную цену контракта определяет заказчик в зависимости от объекта закупки и способа размещения.

Для поставщиков действуют антидемпинговые меры. Это значит, что если итоговая цена закупки будет на 25% ниже от НМЦ, победителю придется предоставить повышенное обеспечение контракта или приложить исполненные без штрафов госконтракты. Подробнее об этих мерах мы писали здесь.

Остальные части серии «44-ФЗ простым языком»: 44-ФЗ простым языком.

Часть 2. 44-ФЗ простым языком.

Часть 3. 44-ФЗ простым языком. Часть 4. 44-ФЗ простым языком.

Часть 5. 44-ФЗ простым языком.

Часть 6. 44-ФЗ простым языком.

Часть 7. 44-ФЗ простым языком. Часть 8. 44-ФЗ простым языком. Часть 9. 44-ФЗ простым языком.

Часть 10. 44-ФЗ простым языком. Часть 11. 44-ФЗ простым языком. Часть 12. 44-ФЗ простым языком.

Последние новости по теме статьи

Важно знать!
  • В связи с частыми изменениями в законодательстве информация порой устаревает быстрее, чем мы успеваем ее обновлять на сайте.
  • Все случаи очень индивидуальны и зависят от множества факторов.
  • Знание базовых основ желательно, но не гарантирует решение именно вашей проблемы.

Поэтому, для вас работают бесплатные эксперты-консультанты!

Расскажите о вашей проблеме, и мы поможем ее решить! Задайте вопрос прямо сейчас!

  • Анонимно
  • Профессионально

Задайте вопрос нашему юристу!

Расскажите о вашей проблеме и мы поможем ее решить!

+