Закупка у единственного поставщика как одна из форм проведения закупок, предусмотренных Федеральным законом «О контрактной системе»
Для государственного заказчика законодателем были сформулированы четкие принципы, на основании которых в подавляющем большинстве случаев происходят закупки путем проведения специальных торгов. Однако в некоторых случаях государственный или муниципальный заказчик может осуществить закупку, не прибегая к процедурам, предусматривающим торги, путем использования положений статьи 93 Федерального закона «О контрактной системе в сфере закупок». Единственный поставщик – это понятие, которое появилось в действующем законодательстве о проведении государственных и муниципальных закупок для обеспечения таких нужд.
Закупка у единственного поставщика – это специальная форма закупок, которая позволяет государственному или муниципальному заказчику повлиять на проведение такой , а также самостоятельно выбрать того, кто будет исполнять тот или иной контракт.
Закупка у единственного поставщика – это единственный вариант, когда законодатель не обязывает государственного или муниципального заказчика осуществлять закупку, соблюдая правила честной и свободной конкуренции.
При проведении такой закупки на заказчика ложится обязанность о необходимости создания закупочной документации таким образом, чтобы не ограничивать возможности участия тех поставщиков, которые могут предложить более выгодные условия для исполнения государственного или муниципального контракта.
Чаще всего к проведению закупки у единственного поставщика заказчик прибегает в тех случаях, когда речь идет о проведении закупки, стоимость которой не превышает сто тысяч рублей, а также для которой требуется максимальная скорость заключения контракта, а использование процедур конкурентных закупок с ускоренным процессом проведения (например, ) невозможно в силу ограниченного времени либо по причине превышения допустимого количества проводимых закупок другими способами. Случаи проведения закупки у единственного поставщика перечислены в части 1 статьи 93 Федерального закона «О контрактной системе». Опираясь на положения данной статьи, следует выделить основные группы случаев, когда государственный заказчик вправе осуществлять закупки у единственного .
К таким случаям относятся:
- объектом проводимой закупки являются товары, услуги или работы, которые необходимы для обеспечения оборонных нужд, а также для нужд оборонного производства;
- проведение срочных закупок в сфере медицинского обслуживания или поставки медикаментов и сопровождающих материалов для тех случаев, когда такая закупка необходима для оказания медицинской помощи после возникновения различных природных и техногенных чрезвычайных катастроф.
- проведение закупочных процедур для случаев, когда такие закупки необходимы для сферы культуры, искусства и смежных им отраслей;
- проведение закупочной процедуры для тех случаев, когда единственным исполнителем по заключаемому может являться компания, признаваемая естественной монополией;
- заключение государственных и муниципальных контрактов, главной целью которых является обеспечение различных хозяйственных объектов коммунальными услугами, такими, как осуществление газо-, водо- и электроснабжение, а также поставка тепловой энергии;
- закупочные процедуры для тех случаев, когда речь идет о заключении контракта на небольшую сумму (сумма подписываемого контракта не превышает ста тысяч рублей);
Проведение закупки у единственного поставщика имеет подробную регламентацию в рамках статьи 93 указанного ранее федерального закона. Проведение закупки у единственного поставщика имеет как свои плюсы, так и минусы. К плюсам проводимой закупки, которая опирается на статью 93 Федерального закона «О контрактной системе», относятся:
- сокращенный до минимума риск того, что может быть нарушена процедура проведения закупки из-за различных технических сбоев;
- уменьшенные сроки проведения закупочной процедуры и ее простота, если проводить сравнение с другими процедурами, которые предусмотрены действующим законодательством, а также являются конкурентными способами закупки;
- возможность для заключения контракта с тем поставщиком, который известен заказчику;
- возможность сэкономить материальные, финансовые и трудовые ресурсы, которые используются при проведении такой закупки.
Если же говорить о минусах закупочных процедур, которые имеют отношение к закупкам у единственного поставщика, то среди них следует указать:
- если одна большая закупка делится на несколько мелких, чтобы вписаться в финансовые границы проводимой закупки, то возникает необходимость подписания большого количества договоров, из-за чего объем бумажного документооборота увеличивается, что увеличивает количество вводимых в данных, в отношении которых должны быть соблюдены все необходимые сроки.
- сокращенная до минимального уровня возможность при проведении такой закупки добиться наилучших условий выполнения контракта или максимально снизить его , так как конкуренция в такой закупке серьезно снижена;
- для государственного или муниципального заказчика велик риск дополнительных заключенных контрактов из-за того, что нецелевое расходование бюджетных средств при проведении закупок у единственного поставщика может происходить гораздо чаще;
Поэтому при принятии решения о том, стоит ли проводить закупку у единственного поставщика или нет, государственный или муниципальный заказчик должен взвесить все положительные и отрицательные стороны такой закупочной процедуры.
Закупка у единственного поставщика, как и любая конкурентная процедура, имеет обязательный регламент ее проведения. Однако такой регламент гораздо проще в плане соблюдения всех необходимых сроков. Весь порядок действий при проведении такой закупочной процедуры выглядит следующим образом:
- размещение всех необходимых сведений в Единой информационной системе с последующим формированием извещения о проведении закупочной процедуры. Извещение о проведении закупки должно быть размещено не менее, чем за пять дней до проведения самой закупки, а если закупка не запланирована заранее и не включена в план-график, то изменения в него должны быть внесены не менее, чем за три дня до размещения извещения в ЕИС;
- приемка результатов исполнения контракта и формирование соответствующего отчета в ЕИС для отражения всей необходимой информации о проведенной закупке.
- все этапы закупки должны быть отражены в Единой информационной системе. Такое отражение необходимо для формирования итогового отчета о проведенной закупки и общего исполнения контракта;
- формирование необходимой документации, описывающей проводимую закупку, а также обосновывающей необходимость использования именно неконкурентной процедуры заключения государственного или муниципального контракта;
- регистрация контракта в ЕИС;
- собственно контракта с единственным поставщиком на основании требований, сформулированных в действующем законодательстве;
О заключении контракта, а также о результатах его исполнения государственный или муниципальный заказчик обязан уведомить контролирующий орган в сфере госзакупок.
При проведении закупки у единственного поставщика государственному заказчику необходимо подготовить тщательно все необходимые документы, так как такие закупки очень тщательно проверяются специальными контролирующими органами. К числу основных документов относятся:
- приказ об осуществлении закупки. Такой приказ необходим для того, чтобы провести необходимые изменения в плане-графике или плане закупок, а также для формирования обоснования проведения такой закупки;
- расчет начальной максимальной цены контракта, а также формирование обоснования такой установленной цены;
- отчет о необходимости проведения закупки у единственного поставщика и обоснование невозможности и нецелесообразности проведения такой закупки другими способами, кроме неконкурентных;
- техническое задание с описанием проводимой закупки, а также всеми необходимыми техническими и функциональными особенностями такого объекта либо с требованиями к оказанию услуг или выполнению работ, которые могут помочь потенциальному исполнителю реализовать взятые на себя обязательства;
- проект контракта с подробным описанием объекта закупки и всеми необходимыми техническими документами, которые могут помочь при подписании такого контракта.
Так как «О контрактной системе» обязывает государственного заказчика формировать извещения о каждой проводимой закупке, которые включены в план-график, и на которые выделены бюджетные средства, то не являются исключением и закупки, проводимые с использованием статьи 93 указанного закона.
В такое извещение включаются сведения:
- сведения о том, кто и когда будет производить рассмотрение представленных предложений по заключению контракта несмотря на то, что данная закупка является неконкурентной;
- порядок подписания контракта с тем поставщиком, которого самостоятельно выбрал заказчик на основании проведенной процедуры.
- информация и краткое обоснование начальной максимальной цены контракта;
- установление требований к закупочной процедуры, а также к его основным действиям в отношении конкретного объекта закупки (например, предоставление описания поставляемого товара или оказываемой услуги), а также к предоставляемым потенциальным исполнителем документам, если таковые были установлены;
- основные требования, которые предъявляются к объекту закупки, с расшифровкой, но не подробной, технических и функциональных требований к конкретному объекту закупки;
- если в представленной документации содержатся спорные положения, которые могут потребовать , в извещении указываются положения о том, в каком порядке будут осуществляться предоставление ответов на запросы о предоставлении разъяснений;
- порядок заключения контракта и его по результатам исполнения, в том числе путем указания порядка внесения денежных средств в качестве оплаты исполненного контракта;
Ознакомится с образцом извещения о проводимой закупке по 44-ФЗ можно по .
При этом если объект закупки относится к тем видам информации или техническим средствам, которые являются предметами , то оформление извещения не потребуется. Независимо от того, по какому пункту части 1 статьи 93 происходит закупка у единственного поставщика, государственный или муниципальный заказчик обязан предоставлять обоснование установленной цены контракта.
В рамках этой части документации формируется информация о том, на основании каких показателей была сформирована цена контракта, которая является итоговой или начальной для последующей проводимой закупочной процедуры и заключаемого по ее результатам контракта.
В обосновании НМЦК приводятся основные показатели, по которым происходит ее расчет. После того, как контракт был заключен, заказчик обязан разместить в ЕИС информацию о том, когда и с кем было подписано соглашение.
Согласование заключаемого контракта в настоящее время требуется в случаях, когда речь идет о подписании соглашений:
- если несостоявшейся признается процедура, которая проводилась закрытым путем, независимо от того, о каком именно виде процедур идет речь;
- признан несостоявшимся запрос предложений, в том числе если такая процедура проводится для того, чтобы реализовать государственные или муниципальные нужды, которые возникли по причине чрезвычайных обстоятельств природного или техногенного происхождения.
- если проведенный повторно аукцион признается несостоявшимся, а также в отношении соглашений, которые подписываются по итогам проведенных и признанных несостоявшимися конкурса, конкурса с двухэтапным проведением, а также конкурса, участие в котором является ограниченным по решению заказчика;
Каждый из таких случаев требует обязательного уведомления Федеральной антимонопольной службы. При этом тот потенциальный исполнитель, который будет считаться единственным поставщиком, не имеет права каким-либо образом воздействовать на заключение контракта, так как в противном случае он может быть признан и попасть в соответствующий реестр.
Так как контракты, заключаемые с единственным поставщиком, представляют собой достаточно большую нагрузку для бюджета, независимо от того, государственного или муниципального бюджета, эти контракты подлежат обязательной проверке. Такую проверку проводит Федеральная антимонопольная служба.
В соответствии положением части 2 статьи 93 Федерального закона «О контрактной системе в сфере закупок» уведомить о заключении такого контракта контролирующий орган обязан в течение одного дня с момента подписания контракта. Дальнейший порядок действий выглядит следующим образом:
- проведенная проверка решит дальнейшую судьбу заключенного контракта, при этом Федеральная антимонопольная служба вправе инициировать судебную процедуру заключенного контракта.
- если в контракте или проведенной процедуре его заключения выявлены какие-либо нарушения, то ФАС имеет право на проведение внеочередной проверки, о которой заказчик будет уведомлен;
- на основании результатов такой проверки производится подготовка специального доклада о том, соответствует ли заключенный контракт требованиям законодательства. В случае если нарушений не зафиксировано, то заказчик продолжает работать со своим контрагентом по контракту;
- уполномоченный сотрудник ФАС изучает все переданные от государственного заказчика документы для того, чтобы установить, что все необходимые положения указанного выше закона полностью соблюдены;
Закупка у единственного поставщика – это особая процедура, которая предусмотрена для обеспечения некоторых государственных или муниципальных нужд, в том числе срочных закупок, а также закупок у организаций, которые признаются объектами естественных монополий. Однако из-за риска большой растраты бюджетных средств такие контракты подлежат особой проверке со стороны контрольных органов, а также в некоторых случаях требуется предварительное согласование заключаемого контракта.
Но если заказчик не нарушает действующее законодательство, контролирующие органы не будут препятствовать заключаемым контрактам с единственным поставщиком независимо от того, для каких целей такой контракт заключается.
Не нашли ответа на свой вопрос?
Звоните на телефон горячей линии .
Это бесплатно. Опыт в сфере госзакупокПодпишитесь на нас в
Автор: ZakonGuru Поделиться 0 0
44‑ФЗ простым языком. Часть 1
Кто участвует в закупках по 44-ФЗ?
Заказчик Государственные и муниципальные бюджетные учреждения Поставщик Любое юридическое или физическое лицо (в том числе ИП и самозанятые), которое:
- также заказчик может потребовать, чтобы участник закупки не состоял в РНП.
- не принадлежит к оффшорным компаниям,
- не имеет задолженностей по налогам, судимости, аффилированности с заказчиками,
15% всех закупок госзаказчики проводят у субъектов малого предпринимательства и некоммерческих социально-ориентированных организаций. ЭТП
- АГЗРТ
- РТС-Тендер
- Национальная электронная площадка (раньше — ММВБ)
- ЕЭТП
- Российский аукционный дом
- ЭТП ГПБ
- Сбербанк-АСТ
- ТЭК-Торг
Федеральные органы власти
- Министерство финансов — регулирует и принимает нормативные акты (до тех пор пока не принят новый нормативный акт, действуют документы, утвержденные предыдущим регулятором —Минэкономразвития)
- «Роскосмос»
- «Росатом»
- Рособоронзаказ — регулирует оборонные заказы и объекты гостайны
- ФАС — контролирует и наказывает
Найти закупки Что регулирует 44-ФЗ?
- Планирование, мониторинг и аудит закупок.
- Контроль закупок.
- Заключение контрактов и их исполнение.
- Отбор поставщиков.
Что не регулирует 44-ФЗ?
- Закупки услуг у международных финансовых организаций.
- Плату за участие в закупках.
- Закупки избирательных комиссий для проведения выборов и референдумов.
- Закупки бесплатной помощи адвоката или защиты в суде.
- Закупки услуг по государственной защите судей, должностных лиц, участников судов и других людей.
- Закупки, связанные с поддержкой объектов и информационных систем чемпионата мира по футболу 2018 года и Кубка конфедераций FIFA 2017 года.
- Закупки драгоценных металлов и драгоценных камней для пополнения Государственного фонда.
Кто принимает правовые акты по 44-ФЗ?
- «Росатом»;
- Правительство Российской Федерации;
- Федеральные органы исполнительной власти;
- Президент Российской Федерации;
- Органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления.
- «Роскосмос»;
44-ФЗ основывается на положениях Конституции, Гражданского и Бюджетного кодексов Российской Федерации Принципы контрактной системы Важные определения Госзаказчик — это организация, которая нуждается в товарах и услугах и оплачивает закупку. Например, больницы, школы, вузы, научные институты, Поставщик — юридическое или физическое лицо, в том числе ИП, которое участвует в закупке и поставляет товары и услуги. Zakupki.gov.ru — сайт единой информационной системы (ЕИС), где заказчики публикуют закупки и отчеты.
В ЕИС есть реестры всех заключенных контрактов, недобросовестных поставщиков, жалоб на заказчиков и другая важная информация. Начальная цена контракта (НМЦ) — стоимость поставки товаров, которую устанавливает заказчик. НМЦ нужно обязательно обосновывать.
Специализированная электронная площадка — сайт с доступом по защищенным каналам связи, на котором проводят закрытые закупки. Заявка на участие — это документы и сведения, которые поставщик подает в письменной или электронной форме, чтобы участвовать в закупке.
Единая Информационная Система (ЕИС) Сейчас содержит
- Отчетность по исполненным контрактам,
- Публикация закупок по ПП РФ № 615 (капремонт).
- Независимый регистратор: система фиксации действий участников закупок в ЕИС и на 8 федеральных ЭТП.
- Планы закупок, планы-графики,
- Информацию о закупках, возможность их поиска,
- Шаблоны контрактов,
- Реестр недобросовестных поставщиков.
- Информацию о рыночных ценах на товары,
- Единая регистрация и реестр участников закупок.
- Правила нормирования,
- Единый каталог товаров, работ и услуг.
Появится в 2021 году
- Подача жалоб.
- Электронное актирование и приемка.
Доступ к информации на ЕИС — бесплатный. Если информация об одной и той же закупке, заказчике, договоре и т.д. на ЕИС и в другом источнике отличается, то приоритет — у информации на ЕИС.
Для участия в закупках по 44-ФЗ и в закупках у малого и среднего бизнеса по 223-ФЗ нужно пройти регистрацию в ЕИС. Организация ЭДО Поставщики могут подавать заявки на участие в закупках на электронных торговых площадках. В случаях, определенных правительством, электронный документооборот может также проходить через ЕИС.
Все документы подписывают электронной подписью:
- Заказчики получают электронную подпись бесплатно в федеральном казначействе. С ней они работают в ЕИС и на ЭТП.
- Поставщикам подпись нужна для участия в электронных закупках. С 1 июля 2018 года система в госзакупках используются квалифицированные подписи. Поставщики могут получить подпись в аккредитованном удостоверяющем центре.
Национальный режим Национальный режим ввели, чтобы дать преимущества поставщикам российских товаров и товаров из других стран-членов ЕвразЭС. Подробнее о нём мы писали. Способы проведения закупок В зависимости от источника дохода госзаказчики могут проводить закупки и по 44-ФЗ, и по 223-ФЗ.
По 44-ФЗ, если организация тратит бюджетные деньги. По 223-ФЗ, если тратит собственные и у нее есть положение о закупках. Планирование Основной документ заказчика план-график.
Нельзя провести закупку, не включенную в план-график.
Документ формируется на 3 года.
- Дополнительные требования к участникам закупки, если они есть,
- Название, номер, требования к товарам и участникам,
- НМЦ каждого контракта,
- Месяц и год объявления закупки,
- Информация о банковском сопровождении контракта,
- Размер обеспечения заявки и исполнения контракта,
- Способ закупки,
- Применение критериев оценки закупки и др.
При проверке или по жалобе поставщика ФАС может признать любую закупку необоснованной.
Например, руководитель государственной организации может купить за счет бюджета только одно офисное кресло в год не дороже определенной суммы, которая зависит от региона. Все нормативы есть в ЕИС. Начальная цена контракта Начальную цену контракта определяет заказчик в зависимости от объекта закупки и способа размещения.
Для поставщиков действуют антидемпинговые меры. Это значит, что если итоговая цена закупки будет на 25% ниже от НМЦ, победителю придется предоставить повышенное обеспечение контракта или приложить исполненные без штрафов госконтракты. Подробнее об этих мерах мы писали здесь.
Остальные части серии «44-ФЗ простым языком»: 44-ФЗ простым языком.
Часть 2. 44-ФЗ простым языком.
Часть 3. 44-ФЗ простым языком. Часть 4. 44-ФЗ простым языком.
Часть 5. 44-ФЗ простым языком.
Часть 6. 44-ФЗ простым языком.
Часть 7. 44-ФЗ простым языком. Часть 8. 44-ФЗ простым языком. Часть 9. 44-ФЗ простым языком.
Часть 10. 44-ФЗ простым языком. Часть 11. 44-ФЗ простым языком. Часть 12. 44-ФЗ простым языком.
Последние новости по теме статьи
- Сентябрь 14, 2021 Можно ли сделать распечатку платежей в сбербанке
- Сентябрь 14, 2021 Как пожаловаться на плохую связь билайн
- Сентябрь 13, 2021 Кого берут в 10 класс
- Сентябрь 12, 2021 В стаж службы мвд входит
- Сентябрь 13, 2021 Справка из центра занятости о состоянии на учете
- Сентябрь 13, 2021 Как проверить есть ли на человека заявление в полицию